Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» устанавливаются основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения.
Целями настоящего Федерального закона являются:
1) создание условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
2) формирование и развитие государственной системы бесплатной юридической помощи, а также содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и ее поддержка со стороны государства;
3) создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечение их доступа к правосудию.
Также в соответствии с федеральным законодательством регулирует отдельные отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в Астраханской области Закон Астраханской области от 02.10.2012 № 62/2012-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования оказания бесплатной юридической в Астраханской области».
Данными нормативно-правовыми актами, установлены категории граждан, которым оказывается бесплатная юридическая помощь, а также случаи и порядок оказания бесплатной юридической помощи.
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Астраханской области в сфере обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью на территории Астраханской области который обеспечивает взаимодействие всех участников государственную системы бесплатной юридической помощи является министерство социального развития и труда Астраханской области, согласно постановлению Правительства Астраханской области от 28.01.2013 № 4-П «О реализации Закона Астраханской области от 02.10.2012 № 62/2012-ОЗ»
В целях оказания бесплатной юридической помощи на территории Астраханской области, данным постановлением утверждены:
перечень исполнительных органов государственной власти Астраханской области входящих в государственную систему бесплатной юридической помощи,
порядок принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
порядок взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи;
положение о размере и порядке оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи.
Исполнительными органами государственной власти Астраханской области в целях реализации поставленных в этой сфере задач утверждены перечни подведомственных им государственных учреждений Астраханской области, входящих в государственную систему бесплатной юридической помощи, на территории Астраханской области, в том числе и распоряжением министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области от 15.02.2013 № 25 «О реализации постановления Правительства Астраханской области от 28.01.2013 № 4-П».
В целях обеспечения оказания бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи заключено соглашение об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи между министерством социального развития и труда Астраханской области и Адвокатской палатой Астраханской области.
Адвокатской палатой Астраханской области представлен список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам.
Министерство социального развития и труда Астраханской области, согласно постановлению ежеквартально, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, на основании представленных исполнительными органами государственной власти Астраханской области отчетов формирует сводный отчет о предоставлении гражданам Российской Федерации бесплатной юридической помощи на территории Астраханской области, форма отчета утверждена постановлением министерства социального развития и труда Астраханской области № 19 от 25.03.2013 «Об утверждении формы отчета».
В целях правового информирования и правового просвещения населения Астраханской области и информационного взаимодействия (сотрудничества) в сфере оказания бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи между министерством социального развития и труда Астраханской области и Управлением Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области заключено Соглашение от 31.03.2013 «Об информационном сотрудничестве в сфере оказания бесплатной юридической помощи на территории Астраханской области».
Официальный сайт министерства социального развития и труда Астраханской области в информационно-коммуникационной сети Интернет: www.minsoctrud.astrobl.ru/.
Правила оказания государственных и муниципальных услуг.
Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия. Действие настоящего Федерального закона распространяется также на деятельность организаций и уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертов, участвующих в предоставлении предусмотренных настоящим Федеральным законом государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, распоряжением Правительства Астраханской области от 05.11.2015 N 479-Пр утвержден перечень государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Астраханской области, и услуг, предоставляемых государственными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ), в Астраханской области, в том числе в электронной форме (далее – Перечень). Согласно данному Перечню министерством оказываются следующие виды государственных услуг:
- Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять на территории двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов);
- Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
- Предоставление информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.
Основания, условия и порядок обжалования решений и действий исполнительных органов государственной власти Астраханской области, подведомственных им учреждений и их должностных лиц
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статья 11 ГК РФ устанавливает общий порядок судебной защиты гражданских прав. Судебный порядок является преимущественной, но не единственной формой защиты прав. Пункт 2 данной статьи допускает также административный порядок защиты гражданских прав (обжалование действий и актов государственных органов в вышестоящий по отношению к ним орган исполнительной власти), который возможен лишь в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статьей 16 ГК РФ предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Законодатель установил основания наступления гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами. Такая ответственность наступает в случаях причинения вреда гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления акта.
Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в судебном порядке регламентирован главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий
Для получения бесплатной юридической помощи необходимо обратиться в исполнительный орган государственной власти Астраханской области или подведомственные ему государственные учреждения, государственное юридическое бюро, к адвокату или нотариусу, занимающемуся оказанием бесплатной юридической помощи с письменным заявлением, а также представить документ, удостоверяющий личность (паспорт) и документы, подтверждающие отнесение его к категориям граждан, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи. После этого принимается решение об оказании юридической помощи.
Типичные ошибки при совершении юридически значимых действий:
1) отсутствие заявления гражданина об оказании юридической помощи, ненадлежащее заполнение заявления или непредставление документов, подтверждающих отнесение гражданина к категориям, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи;
2) гражданин ходатайствует об оказании ему квалифицированной юридической помощи, при этом отказывается сообщать необходимые сведения по делу либо представлять документы, имеющие отношение к делу;
3) гражданин обращается повторно с вопросом, по которому ему была оказана бесплатная юридическая помощь по существу ранее, и при этом отсутствуют новые обстоятельства;
4) отсутствие в обращении гражданина фамилии или почтового адреса, по которому должен быть отправлен ответ;
5) вопросы, изложенные в обращении, не входят в компетенцию деятельности исполнительного органа государственной власти.
Типичные ошибки, влекущие оставление обращений граждан без ответа в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:
- в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. В этом случае ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией;
- в обращении обжалуется судебное решение. В этом случае в течение семи дней со дня регистрации обращение возвращается гражданину, направившему это обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения;
- в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи. В этом случае орган власти вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом;
- текст письменного обращения не поддается прочтению. В этом случае ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;
- в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства. В этом случае должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в органы власти либо одним и тем же должностным лицам органа власти. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение;
- ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. В этом случае гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.